За последние годы городское Управление ветеринарии превратилось из скромной государственной службы в структуру с многомиллионным оборотом.
В Петербурге создана система получения денежных средств от граждан, предприятий и бюджета, не имеющая аналогов в России. Многочисленные финансовые нарушения, выявленные в структурах Управления ветеринарии ревизорами Контрольно-счетной палаты, фактически проигнорированы властями. Так же как и жалобы простых петербуржцев.
Жители дома № 14 на Боровой улице неод-нократно жаловались в районную администрацию, милицию и депутатам ЗС: в их дворе творится какой-то бедлам. По вечерам из находящейся в подвальном помещении бани доносятся звуки оргий, а несколько раз какие-то пьяные мужики носились по двору за визжащими голыми девушками. Правоохранительные органы разок приехали, посмотрели на документы посетителей бани и больше на жалобы граждан не реагировали. Можно предположить: своднический бизнес, высокие покровители, «левая» банька. Подобное встречается время от времени. Удивительно другое: единственная сауна, которую удалось обнаружить «НВ» в этом дворе, располагается в помещении одной из структур администрации Петербурга.
В середине 2007 года специалистов Контрольно-счетной палаты (КСП) не хотели пускать для проведения проверки в здание на Боровой улице, 14, литера А, где находится районная ветеринарная станция Адмиралтейского и Центрального районов. Ревизоры оказались настойчивы и в своем отчете отметили, что ветстанция занимает два этажа и подвал общей площадью 634 метра, причем в указанном здании не оказываются ветеринарно-диагностические услуги (граждан принимают на Лиговском проспекте, 56). Обстановка здесь более характерна для комплекса отдыха, чем для бюджетной структуры: комнаты отдыха с бытовой техникой, мягкой мебелью, спальнями. В подвалах и вовсе обнаружилась сауна с бассейном, тренажерным залом, прачечной. А в «комнатах отдыха» установлены кровати таких размеров, что могут единовременно принять человек десять.
Возникает резонный вопрос: на какие деньги шикуем, если не на бюджетные? Но знающие люди только усмехнутся: мол, бюджет не единственный источник дохода Горветстанции – она по части получения прибыли даст фору иному заводу. Из небольшой городской службы, штат управления которой насчитывал десяток чиновников, вырос монстр с филиалами в каждом районе, сотнями сотрудников и широкими возможностями заработка,
которые обеспечивались удобными законами и удивительной лояльностью чиновников. А главным творцом невиданного расцвета называют первого заместителя Управления ветеринарии Петербурга Али Абакаровича Алиева, при котором служба и начала меняться на глазах. Причем никаких прорывов в законодательстве не произошло: все изменения можно отнести на счет энергии и организаторского таланта руководства управления. Работа с бездомными животными ушла на второй план. Главным направлением деятельности стал контроль за ввозом пищевых продуктов, за их производством и торговлей...
Итак, главным направлением деятельности Управления ветеринарии стал контроль за ввозом пищевых продуктов, за их производством и торговлей. Каждое предприятие пищевой промышленности оказалось перед необходимостью иметь на предприятии ветеринара, который предоставляется Горветстанцией за деньги. Специалисты КСП установили, что стоимость услуг, оказываемых по договорам на осуществление методического руководства, прейскурантом Горветстанции не устанавливалась, а определялась предприятием и Горветстанцией по обоюдному согласию и составляла от 3 до 52 тысяч рублей в месяц. Даже если ветеринар ни разу за месяц не был востребован предприятием – деньги все равно взимались. Более того, руководство предприятия должно безвозмездно обеспечивать ветеринара оборудованным рабочим кабинетом, сейфом, телефоном, спецодеждой, а также автотранспортом, если вдруг потребуется доставить пробу в лабораторию.
За проведение лабораторных изысканий, как и за каждую выписанную ветеринаром справку, приходилось платить отдельно. При этом рабочий день ветеринара – с 9 до 18 часов. Еще у него два выходных дня в неделю, а справки бизнесменам получать надо – особенно если речь идет о торговле скоропортящимися товарами.
Если вы получили справку на один огромный трейлер с мясом, а потом решили перегрузить товар на две машины поменьше – идите к ветеринару за новым документом. Если вы решили продать товар предпринимателю, который арендует соседний угол склада, – без ветеринара вам никак. Чтобы перетащить коробки из одного угла склада в другой, тоже нужна справка. Чтобы продать товар, например, из Адмиралтейского района в Василеостровский, нужно согласовать сделку в двух районных ветстанциях. В конечном итоге стоимость справок может превысить стоимость товара. И что тогда делать?
Кстати, отследить весь объем выписываемых справок непросто. Ведь бизнесмен, который платит деньги за справку, на руки ее не получает – она остается у ветврача.
– При подобных правилах игры в любой сфере возникает разных объемов неучтенка, – рассказал «НВ» один из петербургских бизнесменов. – Одни предприниматели пытаются решить свои вопросы с ветеринарами частным образом, а другие просто закладывают все расходы на справки и согласования в цену товара. В розничной цене в колбасы и сыра, которые я продавал, было пять процентов «ветеринарных» денег. Но к этому любой предприниматель со временем привыкает. Хуже, если ветеринар стал орудием нечестной конкурентной борьбы. В принципе один такой доктор может полностью парализовать работу огромного мясоперерабатывающего завода. И объяснить это благородным мотивом заботы о здоровье людей.
Несколько лет назад в петербургском порту убили рядового ветеринара, в чемодане которого было обнаружено около 200 тысяч долларов. Виновных не нашли. В 2007 году УБЭП задержал у предпринимателей, арендующих площади на Торжковском рынке, крупную партию контрабандной черной икры. При этом все ветеринарные справки на нее были оформлены как полагается, а на самом рынке имелась ветеринарная лаборатория. Тем не менее к уголовной ответственности ветеринаров не привлекали, а само уголовное преследование непонятным для нас образом рассыпалось.
Уже детские зоокружки обязаны за плату получать регистрационные заявления и продлевать их каждый год. Естественно, ветеринарные справки обязаны получать владельцы всех домашних животных, которые участвуют в выставках. При этом Горветстанция ссылается на правила, утвержденные Минсельхозом для... скота.
Но бизнес на справках оказался заразителен. Уже сотрудники ГИБДД все чаще останавливают машины, в которых просматривается собака. Есть у вас разрешение на перевоз животного? Нет? И как будем решать проблему?
В 2006 году Горветстанция официально заработала более полумиллиарда рублей, причем около половины этой суммы пришлось на оформление ветеринарных сопроводительных документов. В бюджете Петербурга эти средства были отражены как «доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» и самостоятельно расходовались руководством Горветстанции. В частности, на приобретение и содержание автомобилей представительского класса, экскурсионного автобуса, дополнительных медицинских услуг, оказанных сотрудникам Горветстанции, покупку дорогостоящей мебели и оборудования кабинетов.
Между тем специалисты КСП считают, что выполнение указанных государственных функций не является предпринимательской деятельностью, то есть «самостоятельной, осуществляемой на свой риск и направленной на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг» (по определению п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Если это так, то доходы Горветстанции не могут расходоваться на собственные нужды и должны отражаться в бюджете в другой подгруппе – «Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства». А это уже совсем другая песня.
В 2007 году Контрольно-счетная палата сделала вывод, что цены на ветеринарные услуги в Петербурге завышены в среднем на 60 процентов. Тем не менее в 2008 году ценники выросли как минимум вдвое. В ночное время, выходные и праздничные дни стоимость также удваивается. Хотя совершенно непонятно, как может после шести часов вечера вдвое подорожать купленный на бюджетные деньги шприц или ампула с лекарством, а к восьми часам утра вернуться к своей первоначальной стоимости – и так каждый день.
Более того, в нарушение приказов Минфина Горветстанция не отразила в отчетности стоимость безвозмездно полученных из федерального бюджета препаратов (в 2006 году эта сумма составила 861 тысячу рублей).
По данным КСП, с заработанных Горветстанцией денег выплачивались премии сотрудникам, оплачивались какие-то странные членские взносы и «услуги по обслуживанию банковского счета». В кабинетах обычных районных филиалов устанавливались полы с подогревом, а дорогая мебель менялась по два раза в год. Медицинские препараты покупались Горветстанцией по значительно завышенным ценам. Например, ветпрепарат SA-37 поставлялся то по 198 рублей за единицу (цена, указанная в спецификации к договору), то по 266 рублей. Препараты «адвантейдж» покупались вообще без договора. По оценкам КСП, на приобретение медикаментов по завышенным ценам только в 2005 году отправлено 462 тысячи рублей. Но эти суммы – мелочь по сравнению с расходами на стремительно обновлявшийся автопарк.
Две «Тойоты Камри», две «Тойоты Авенсис» и туристический автобус за 2,6 миллиона рублей – трудно представить себе, что эти авто потребовались для перевоза бездомных животных. Горветстанция оправдывается: мол, машины представительского класса потребовались для использования в качестве дежурных автомобилей для временной замены обычных машин (в основном марки ВАЗ). Со времени проверки КСП прошло более года, от серьезных оргвыводов по ее результатам петербургские власти воздержались, и руководство Управления ветеринарии недавно приобрело партию «фордов». Цель приобретения нам неведома.
Согласно отчету КСП Горветстанция умудрялась не только покупать на бюджетные средства проездные карточки своим сотрудникам, но еще и получить для них дорогостоящую медицинскую помощь – всего на 4,6 миллиона рублей. По поводу отношений Горветстанции с российско-финской клиникой «Скандинавия» даже возбуждалось уголовное дело. Следствие предполагало, что рядовые сотрудники понятия не имели, что проходили лечение в «Скандинавии». Тогда куда девались выделенные на это благое дело деньги? Вместо них оздоровили кого-то другого? Или существовал другой механизм освоения этих средств? Получить ответы на эти вопросы не удалось – дело было закрыто.
В 2006 году за счет средств городского бюджета оплачивалась аренда помещений для частной ветеринарной клиники имени Айвэна Филлмора (по адресу: проспект Энгельса, 154, литера А) на сумму более полумиллиона рублей. Кроме того, клиника безвозмездно пользовалась принадлежащим Горветстанции оборудованием и медикаментами – еще более 1,8 миллиона, а ее владелец Юрий Микитюк был принят Горветстанцией на должность начальника отдела по работе с безнадзорными животными. На сайте клиники имени Айвэна Филлмора утверждалось, что здесь есть все необходимое для проведения сложных полостных операций и качественной анастезии. КСП отметила, что за счет средств бюджета города содержалась клиника, которая оказывала платные хирургические услуги частным собакам и кошкам, а не бесплатные операции бездомным животным. Также в отчете КСП фигурирует, что Микитюк получил из бюджета незаконно более 100 тысяч рублей в виде зарплаты, а в клинике нет оборудования для предоставления рекламируемых услуг.
компетентно
«Горветслужба должна выдавать справки бесплатно»Светлана Миролюбова, начальник юридического департамента ООО «Аванто»:
–Вызывает недоумение тот факт, что государственные ветеринары заставляют граждан оплачивать справки и свидетельства на своих домашних животных. Во-первых, действие приказа Минсельхоза РФ от 16.11.2002 года № 422 не распространяется на граждан, имеющих домашних животных, поскольку регулирует отношения между органами госветслужбы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных, то есть индивидуальными предпринимателями и фермерами, не имеющими статуса юридического лица и целью деятельности которых является содержание животных, включающее выращивание, откорм, убой, переработку и т. п.
Кроме того, в формах ветсправки
№ 4 и ветсвидетельстве № 1, являющихся приложениями к приказу, указано, что ветврач обязан указать наименование и адрес получателя груза, а также для чего направляется груз: доращивание, откорм, убой, переработка. Кроме этого в ветсвидетельстве ф. № 1 ветврач обязан указать наименование организации-отправителя; при отправке на экспорт – благополучие хозяйства и местности согласно требованиям страны-импортера; место карантинирования животных до их отправки с обязательным ежедневным обследованием этих животных и исследованием материалов от них в госветлаборатории. В ветсвидетельстве также указывается, что упаковочный материал и сопровождающие грузы происходят непосредственно из хозяйства-поставщика, а свидетельство передается грузополучателю.
Все эти обязательные требования к заполнению ветдокументов свидетельствуют, что к домашним собакам, кошкам и хомячкам они не могут быть применены, поскольку груз – это перевозимый товар, предназначенный для продажи. Соответственно, домашнее животное, которое хозяин везет на выставку или которое сопровождает хозяина в поездке на отдых, не является продаваемым товаром или перевозимым грузом, не подлежит убою, доращиванию и т. п.
Выставка (помещение, организатор выставки) или гостиница не являются получателями груза, поскольку гражданин никому свое животное не передает. Хозяин такого животного не является организацией-отправителем или хозяйством-поставщиком, а его квартира – благополучным хозяйством. Гражданин перед отъездом на отдых или дачу не обязан карантинировать свое животное со всеми вытекающими последствиями (финансовыми и другими ограничениями), так как нет закона, который бы налагал на гражданина такие обязательства.
Во-вторых, как указал Верховный суд РФ в решении от 26.03.2008 года, приказ № 422 Минсельхоза РФ регулирует административно-правовые, а не гражданско-правовые отношения, поскольку при оформлении ветеринарных сопроводительных документов госветучреждения исполняют возложенные на них обязанности по исполнению государственной функции госветнадзора путем оформления ветеринарных сопроводительных документов. В свою очередь, владельцы животноводческих и иных грузов при проведении госветнадзора выступают в роли заказчиков услуг по проверке безопасности в ветеринарном отношении принадлежащих им грузов. Таким образом, возникающие в связи с оформлением ветеринарных документов отношения основаны на властном подчинении одной стороны владельца животноводческого и иного груза другой – государственной ветеринарной службе. Такие отношения по своему содержанию являются административными.
Согласно пункту 3 статьи 2 ГК Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Поэтому выписка Горветстанцией ветсправок и ветсвидетельств должна осуществляться бесплатно.
досье «нв»
В качестве обвиняемого по уголовным делам не привлекался
Алиев Али Абакарович. Приехал в город из совхоза Псковской области в перестроечные годы. Начал активно заниматься бизнесом и даже фигурировал в темной истории с похищением человека, которого неизвестные держали на складе возглавляемого Алиевым ООО «Леда». При этом претензий к Алиеву со стороны правоохранительных органов нет и не было. Ни в качестве подозреваемого, ни обвиняемого по уголовным делам никогда не привлекался.
В середине 1990-х Алиева стали регулярно видеть в окружении Ирины Яковлевой – супруги тогдашнего губернатора Петербурга. Какие у них могли быть совместные дела – никто не знает этого доподлинно. Говорят, Ирина Анатольевна возглавляла Фонд защиты животных, который «вагонами» получал из-за границы корма в виде помощи. Кормов привозили столько, сколько бездомным кошкам и собакам было не съесть физически. В то же время сельхозпредприятия Северо-Запада стонали от недостачи кормов и их дороговизны. А господин Али Алиев имел в этом секторе большие связи. Может быть, он помогал выбивать для фермеров дефицитный товар?
Так или иначе, один из последних указов Владимира Яковлева на посту губернатора Петербурга касался назначения Али Алиева первым заместителем начальника Управления ветеринарии. Ранее такой должности не было, а глава управления Николай Бацанов вряд ли считал Алиева своей креатурой. Тем не менее они проработали бок о бок до 2002 года, когда Бацанов скончался.
www.nevskoevremya.spb.ru/obshestvo/5145/pesihzn...